О проекте
 Новости
 Мысли вслух
 Зона ботвы
 Преподы
 Пресса
 Хумор
 Почта
 Глас народа
 Форум
 Гостевая книга
 Ссылки

Мысли вслух

 

Российский Государственный Гидрометеорологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладная записка.
“Оптимизация подготовки специалистов”

 

 

 

 

 

 

 

Разработал студент гр. ОИ – 476
Кумзёров И.А.
Доложено: ректор Карлину Л.Н.
проф. Бескиду П.П.
проф. Яшину А.И. проф. Алёшину И.В.
проф. Кукору Б.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург
2004


Оптимизация образования (универ).


Обучаясь в университете четвёртый год, вынужден констатировать – обучение является малоэффективным (бардака много). Отсутствие понятной и стройной системы МЕШАЕТ учиться. Поясню на своём примере. Четыре года я не учился, а сдавал зачёты и экзамены. После таких напрягов знаний прибавлялось, но специалистом я не буду. С общегосударственной точки зрения на меня потрачены довольно приличные деньги без особого результата, к тому же распределения нет (студенты и кафедра занимаются фигнёй – одни делают вид, что учат, а другие, что учатся). Итого убыток для государства приличный в виду недостатков обучения. Эти недостатки, как я вижу, довольно легко устранимы (многие из них) путём простой реорганизации учебного процесса. Недостатки, видимые мной изнутри:


1. Слабый мониторинг за усвоением материала студентом (контроль).
2. Отсутствие стимулов в работе (пряник).
3. Слабый контроль знаний (кнут).
4. Отсутствие равномерного усвоения материала (рывковость).
5. Отсутствие особого режима обучения для работающих студентов (работающие).
6. Отсутствие конкуренции на преподавание (конкуренция).

 

Предлагаемые меры оптимизации исходя из личного опыта, навеянного обучением у преподавателей кафедры МИТ: Яшина А.И., Алёшина И.В. и Бескида П.П. (описание местами нелитературно и, возможно, в начале непонятно, но под конец общая картина должна сложиться):

По 1-у пункту:
Плановая сдача теории. Написание контрольных работ по предмету после каждых четырёх занятий (т.е. ежемесячно) с предъявлением рукописных конспектов на пятое занятие (дабы успели переписать).
Проведение самой контрольной. Банально конечно, но повторюсь – контрольная служит для среза имеющихся знаний у обучаемого (а иначе зачем). При этом, только она заставляет меня брать конспект в руки ДО начала сессии (ну если, конечно, это грамотная контрольная). Грамотная контрольная (как я её понимаю). На грамотной контрольной списать антиреально (хотите подробностей - спрашивайте). Сама она состоит из двух частей. Первая – пишем теорию (никаких тестов выключающих голову). Ориентируйтесь на Алёшина И.В. (у него оптимально). Вторая – в собеседовании сдаём знание формул, показывая понимание смысла и взаимоссмысла и взаимосричём формулы на бумажке приносим с собой (зачем запоминать десятки формул я искренне не понимаю). Также задаются вопросы на понимание. Важная составляющая контрольной – пересдача. Тут важно в коррупцию не закатиться. Хороших механизмов не встречал – надо разрабатывать (любопытные намётки имеются).

Плановая сдача практики. Сейчас мы сдаём лабораторные под конец семестра (на лабораторные-то мы ходим, но в основном, что-
бы по сетке поиграть). Это не эффективно, т.к. идёт отрыв от теории.
Например. Я сейчас довольно успешно сдаю лабораторные в конце полугодия, имея довольно слабое представление об изучаемых явлениях. Предлагаю блоковую систему, т.е. сдача работ по три-четыре штуки к определённому сроку (это позволит изучать теорию и практику одновременно).
Контроль посещаемости. С моей точки зрения (студенческой) это второстепенный показатель, в отличие от контроля знаний. Какая разница, где человек время проводят, знания показывают и ладно (я, к примеру, в метро материал лучше усваиваю, чем в аудитории). Люди-то взрослые.
Контроль родственников. Это дело если папа с мамой знают, что с их дитём делается. И сам студент знает, что они знают. Причём не раз в полгода звонят, когда уже самим интересно, куда он там делся, а после каждой контрольной родителей в известность ставить.


По 2-му пункту (пряник):
Реальный. Самый пряник это не сдавать экзамены. А что? Человек доказывал свои знания в течении семестра, конспекты на руках и вообще умница. Пораньше на каникулы хочет? Заслужил, чего его держать. Есть хорошая посещаемость (в процентах, допустим), значит, зачёт без проблем и на экзамене оценка ниже самой низкой оценки за контрольные не будет. Если не ходил, контрольные не сдавал, то давай проявляй знание ВСЕГО материала сразу (правда, допсессии можно и подлиннее сделать). Всё должно быть просто: равномерно напрягаешься и постепенно сдаёшь или занимаешься своими делами, не спя неделями в сессию (такое и сейчас, но самотёком, а это плохо).
Перспективный. Есть подозрение, что эффективно будет разумное введение подобие системы ранее называемой круговой порукой, а сейчас началами корпоративной этики (при грамотном построении может стать весомым аргументом). Основание. Имеем систему из сильных и слабых студентов, находящихся в одной группе с одной целью. Почему бы их ни объединить в команду (мягко и по желанию)? Создать такие условия, в которых сильным будет перспективно, выгодно и интересно самостоятельно подгонять слабых. Намётки. К примеру, объявляем, что группам, в которых нет троек за сессию, выдаём премию в размере 200 долларов + записи в диплом особо продвинутым. А можно конкретному человеку предлагать обучать конкретных студентов. Пряники для сильных: деньги, рекомендации, продвинутые практики, помощь в трудоустройстве и т.п.. Вышеописанное именно намётки, причём только первые. Если интересно, давайте разрабатывать дальше вместе (опыта мало).


По 3-му пункту (кнут):
Первое. Если появились причины, по которым можно проститься со студентом, с ним надо проститься. Отклонения ведут к дискриминации системы. Бояться не будут – эффективность меньше. Зверствовать не надо, но студент край должен ощущать чётко. Причины:
1.Задолженность. Если в две недели допсессии не уложился досвидания. Аргументация. Стране специалисты, не умеющие распределять своё время ненужны.
2.Нарушение дисциплинарного устава. То есть курение, расписывание стен и т.п. карается досвиданием. Аргументация. В университете учатся для блага общества, а не во вред ему. Соблюдение общепринятых норм – это благо. Соответственно устав должен соответствовать.
Второе. Все пересдачи должны оплачиваться. Тут есть варианты. Можно через бухгалтерию фиксировано или прогрессивно, а лучше преподавателю напрямую по стандарту с “народным контролем” (дабы валить студента желания не возникало). Это всё надо проработать и только. Аргументация. Время преподавателя априорно денег стоит. Время сдать по плану у тебя было, а пересдачи забирают его время безвозвратно. Открывайте самосознание товарищи преподаватели.
Третье. Экзамен. Ниже будет описано, как оценивать студента.
Хочу описать процесс сдачи. Обычные экзамены сдаются преподавателю, а профильные, комиссии из преподавателя и заведующего кафедрой (ещё бы надо человека из корпорации, куда потом устраивать будут). Важный момент. Студент приходит со своими лекциями уже запакованными для хранения. Про списывание заикаться не буду.


По 4-му пункту (рывковость). Устранению этого недостатка способствуют пункты 1 и 2. Но не надо закрепощать систему. У нас же цель, какая? Студент должен материал знать. Как он это сделает его дело (человек взрослый). Да пусть хоть вообще не ходит, но лабораторные и экзамены сдай. Кстати, важный момент. Ритм обучения – это ведь показатель личности. И потенциальному работодателю (например, мне) он совсем не безразличен.
По 5 –му пункту (работающие). Работающие студенты – это нормально. Я лично знаю студентов в ситуации не работаешь, не живёшь. Крайний, конечно, случай, но тем не менее…
Сейчас отношения студент преподаватель в таких случаях идут самотёком, что плохо сказывается на учёбе. Предлагаемый вариант. Студент ставит в известность преподавателя о невозможности посещения его лекций. После чего:


- студенту разрешается иметь ксерокопию лекций.
- студент сдаёт контрольные в удобное преподавателю и ему
время, при этом оплачивая преподавателю занятое время.
- разрешается и содействуется сдача теории и практики
экстерном.


Во всём остальном так же.


По 6-му пункту (конкуренция). По уму должна быть здоровая конкуренция на преподавание и обучение. Лучшие должны учиться у лучших. Это уже не совсем административные меры и думать серьезно надо, дабы хорошо работало. Намётки. Оплата студентом обучения должна во многом идти напрямую преподавателю. У хорошего преподавателя много хороших студентов и все радуются (у преподавателя ХОРОШИЕ деньги, а у студента обучение у лучшего). А чтобы различать качество, надо рейтинг вводить. Если вам кажется, что это бред, то правильно, кажется. Это кусок из картин нормального образования (да, я считаю, что можно многое оптимизировать). В эту картину нужно дописать многие концепции и проекты и тогда 6-ой пункт будет весьма востребован.

Общий вид системы. В интегрированном виде эти 5-ть пунктов будут выглядеть так. Человек, поступив в университет, попадает в стройную систему отношений, направленных на изучение материала и воспитание трудовых качеств (корпоративная этика). В каких условиях он учится? Что видит? Начинается с того что он знакомится с дисциплинарным уставом за невыполнение которого его выгонят В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ (да хоть папа президент).
На стенах кафедры висят красиво оформленные списки отчисленных (долго висят) с ОДНОЙ датой (на следующий день после допсессии). Далее буду от себя излагать. В моей голове чёткое понятие. Я перевожусь на следующий курс при условиях (это по одному предмету): у меня есть полный конспект лекций, я предъявляю, как минимум понимание всего чего в них есть и у меня сданы все лабораторные, контрольные с сопутствующими заданиями. Далее. Я могу сдавать контрольные или не сдавать, но если я их сдаю, то есть предъявляю знания в течении обучения, то считается на экзамене, что материал мной усвоен и ниже нижней оценки за контрольную на экзамене мне не поставят. Я могу и не ходить на занятия и на контрольные забить, но тогда на экзамене я эти контрольные буду сдавать все вместе и оплачивать занятое время.


Сдал всё и сразу на 4 или 5 – молодец! Получи в характеристику запись: “Эффективно работал в экстремальных режимах”. Если же я работаю (документы прилагаются), то вопросов ко мне нет, а есть помощь в виде предоставления лекционного материала, консультаций, договорных сроков сдачи контрольных и ксерокопированные, а не рукописные лекции.
Вот в таких условиях мне будет легко учиться и становиться специалистом, подготовленным к напряжённой работе в команде.
Фактически это обратная связь управляемого объекта на недостатки управления. Предлагаемые методы сугубо административные и денег никаких не требуют. Если вы боитесь, что студенты не потянут, то смею вас уверить, зная ситуацию изнутри, - ещё как потянут. А те, кто не смогут, то так и надо. Лентяев не держим. Ещё и дисциплина окрепнет. У нас университет, а не база отдыха “Солнышко”.


P.S.: Я описал основные положения надеюсь достаточно подробно и понятно, опуская многие ненужные здесь подробности. Почему я считаю, что ситуацию нужно менять. Дело в том, что такое образование является частью катастрофы двигающейся к своему апофеозу. По сведениям Минтруда, только пять процентов экономически активного населения в России относятся к категории специалистов высшей квалификации, мы практически ничего не производим, никуда не двигаемся и ещё много чего. Это дыхание катастрофы. Мы можем опробовать оптимизировать систему подготовки специалистов без каких-либо финансовых затрат. Да, сейчас они не найдут работы по специальности, но важен сам факт эксперимента и его результаты. Они будут использованы в дальнейших работах по выведению страны из кризиса. Я серьёзно. Работы идут и можно сделать свой вклад. Если вам интересно и не безразлично давайте работать. Предлагаемая схема. Поставить в известность о своём мнении (любом) профессора кафедры МИТ Бескида Павла Павловича (телефон кафедры МИТ 224-30-39, если попадёте мимо, просите соединить с кафедрой МИТ) в срок до 23 мая. Обязуюсь поставить всех в известность в срок до 19 мая.
А там война план покажет.


 

 
 
© Student 2003
Хостинг от uCoz