Учимся
на океанолога? Поздравляю!
(журналистское расследование Натальи Колошвитиной)
Вот и пришёл все полный новый год, глядь а некоторые
уже и выучились оказывается. Написать диплом с блеском сдать
и вперёд с песней в новую рабочью жизь.
После безуспешных попыток найти летом хоть КАКУЮ-
НИБУДЬ работу связанную с океанологией, решила я все-таки узнать,
на кого я выучилась, что я умею и куда пойти работать. Хочется
все же хоть немного поработать по специальности. Так чему же
я все-таки училась? Что умею? Уверена, что эти, на первый взгляд,
глупые вопросы задают себе многие выпускники. Лишь не многие
работаю сейчас по специальности, да и то по знакомству или из-за
красного диплома в ААНИИ, или если повезёт в ПИНРО.
Обратимся к официально-официозному кодексу, тайно
попавшему в мои ручки, прочитав который можно все же заключить
кто мы все такие. Некоторые пункты были выкинуты из соображения
формата, но главное осталось.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника
по специальности 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности
при очной форме обучения 5 лет. Квалификация - "Океанолог".
Деятельность специалиста направлена на:
- исследование состава, свойств, строения вод океанов
и морей;
- познание закономерностей круговорота веществ и энергии
в Мировом океане, слежение за его состоянием (мониторинг);
- оценку возможного изменения океанологических параметров
и всей климатической системы атмосфера-океан-суша
- анализ проблем использования ресурсов морей и океанов,
разработку практических рекомендаций по их сохранению
и воспроизводству.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- органы Федеральной службы России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды;
- академические и научно-исследовательские институты,
связанные с изучением океанов и морей;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- организации, учреждения и предприятия, связанные с эксплуатацией
морских ресурсов;
- проектные, изыскательские, исследовательские институтаы,
бюро,
- учреждения систем высшего и среднего специального образования.
Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе специалиста с квалификацией "Океанолог".
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать
методы этих наук в различных видах профессиональной и
социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет
учитывать их при разработке экологических и социальных
проектов;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную
деятельность в иноязычной;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни,
владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы,
способен в письменной и устной речи правильно (логично)
оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования)
информации, применяемыми в сфере его профессиональной
деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной
системе знаний;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе,
знаком с методами управления, умеет организовать работу
исполнителей, находить и принимать управленческие решения
в условиях различных мнений, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида
и характера своей профессиональной деятельности, работе
над междисциплинарными проектами.
Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
Специалист должен иметь представление о:
- математическом моделировании;
- информации, способах ее хранения, обработки и представления;
- возможностях применения фундаментальных законов физики
и химии.
- происхождении и эволюции Вселенной;
- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
- физических, химических и биологических методах исследований;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли биологических законов в решении социальных проблем.
Специалист должен знать и уметь использовать:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных
методов;
- основы теории вероятности и математической статистики.
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов; языки программирования.
- физические основы механики
- статистическую физику и термодинамику.
Специалист должен знать:
- основные закономерности явлений и процессов, протекающих
в атмосфере, речных системах и океане;
- методы подготовки и обобщения режимной информации, создания
специализированных баз данных и использования существующих
стандартных баз данных;
- методы оценки водных ресурсов отдельных водных объектов;
Специалист должен уметь:
- использовать основные методы статистического анализа
рядов метеорологических, гидрологических и океанологических
данных;
- оценивать влияние антропогенных воздействий на состояние
атмосферы, вод суши и мирового океана;
- оценивать основное влияние метеорологических факторов,
гидрологических процессов на состояние окружающей среды
Специалист должен владеть:
- приемами проведения метеорологических и актинометрических
и градиентных наблюдений, способами их контроля и обобщения;
- формами организации и проведения полевых водно-технических
изысканий и производством гидрометеорологических наблюдений;
(Составители: Учебно-методическое объединение университетов
(Отделение географии)
Председатель Отделения Н.С.Касимов, заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.Шадриков)
Не слабо, правда? :-) А ведь по идеи мы все это
должны знать, или хотя бы иметь представление. Может будем все-таки
учиться, чтоб не было потом стыдно?